Распоряжение Минтранса РФ от 16.07.2009 N ЕМ-62-р


В соответствии  с  Федеральным законом  от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ  "О  навигационной 
деятельности", Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 
641 "Об оснащении транспортных, технических средств  и  систем  аппаратурой  спутниковой 
навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" и Постановлением Правительства  Российской  Федерации 
от 30 апреля 2008 г. N 323 "Об утверждении Положения о полномочиях  федеральных  органов 
исполнительной власти по поддержанию, развитию и использованию глобальной  навигационной 
спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах обеспечения обороны и  безопасности государства, 
социально-экономического  развития  Российской  Федерации  и  расширения  международного 
сотрудничества, а также в научных целях":

Ввести  в  действие  прилагаемые  Методические рекомендации  по  оснащению  транспортных 
средств,   осуществляющих   перевозки  пассажиров  автомобильным  и  городским  наземным 
электрическим   транспортом,   навигационно-связным   оборудованием   с   использованием 
спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.


                                                                    Заместитель Министра
                                                                           Е.С.МОСКВИЧЕВ







                                                                              Приложение
                                                         к распоряжению Минтранса России
                                                            от 16 июля 2009 г. N ЕМ-62-р


                               МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

               ПО ОСНАЩЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПЕРЕВОЗКИ

               ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ И ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ

                   ТРАНСПОРТОМ, НАВИГАЦИОННО-СВЯЗНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

                         С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ

                               ГЛОНАСС ИЛИ ГЛОНАСС/GPS


I. Общие положения


1. Методические рекомендации по оснащению транспортных средств, осуществляющих перевозки 
пассажиров    автомобильным    и   городским    наземным    электрическим   транспортом, 
навигационно-связным оборудованием с использованием спутниковой  навигации  ГЛОНАСС  или 
ГЛОНАСС/GPS разработаны в соответствии с:

Федеральным  законом  от  14 февраля  2009  г.  N 22-ФЗ  "О  навигационной  деятельности" 
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 790);

Постановлением Правительства Российской Федерации от  25  августа  2008  г.  N  641  "Об 
оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой  спутниковой  навигации 
ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 35,ст. 
4037);

Постановлением Правительства Российской Федерации  от  30  апреля  2008  г.  N  323  "Об 
утверждении  Положения  о  полномочиях  федеральных  органов  исполнительной  власти  по 
поддержанию, развитию  и  использованию  глобальной  навигационной  спутниковой  системы 
ГЛОНАСС   в    интересах     обеспечения     обороны     и    безопасности   государства, 
социально-экономического  развития  Российской  Федерации  и  расширения  международного 
сотрудничества, а также в научных целях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 
2008, N 18, ст. 2058).

2. Методические рекомендации предназначены  для  использования  органами  исполнительной 
власти  субъектов  Российской  Федерации,  транспортными   предприятиями,   ассоциациями, 
объединениями, а также заводами - производителями подвижного  состава  при  формировании 
заказов,  производстве  и  поставках  транспортных  средств,  осуществляющих   перевозки 
пассажиров   автомобильным  и  городским  наземным  электрическим  транспортом  в  части 
оснащения бортовым навигационно-связным оборудованием ГЛОНАСС/GPS.


II. Рекомендации по назначению БНСТ


3. Бортовой  навигационно-связной  терминал  (далее - БНСТ)  используется  на  подвижном 
составе,  осуществляющем  перевозки  пассажиров  автомобильным  и   городским   наземным 
электрическим   транспортом  для  регулярной  передачи  навигационной  и  телематической 
информации по сетям  радиосвязи,  для  обмена  голосовыми  и  текстовыми  сообщениями  с 
диспетчерскими пунктами.

4. Бортовое   навигационно-связное  оборудование  предназначено  для  работы  в  составе 
автоматизированных  навигационных   систем   диспетчерского   управления   пассажирскими 
перевозками с использованием спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/GPS.

5. При отсутствии автоматизированной диспетчерской системы БНСТ используются автономно в 
режимах: автоматического объявления остановок в салоне транспортного средства по  данным 
спутниковой навигации без  участия  водителя  и автоматического  управления отображением 
информации на бортовых электронных табло.


III. Рекомендации по функциям и составу БНСТ


6. Устанавливаемые   на  подвижном   составе   пассажирского  транспорта БНСТ  выполняют 
следующие основные функции по контролю движения  и  управлению  перевозочным  процессом:

1) определение местоположения транспортного средства  по  данным  спутниковой  навигации 
ГЛОНАСС/GPS;
2) запись и хранение навигационных и других данных в энергонезависимой памяти;
3) передача данных спутниковой навигации с заданной периодичностью  (в  диапазоне  от  5 
секунд до 24 часов) на диспетчерский пункт;
4) запись данных о местоположении и состоянии датчиков в  память  прибора  "черный  ящик" 
при  потере сигнала  сотовой с ети  и  последующая  автоматическая  передача  записанной 
информации при восстановлении связи с диспетчерским пунктом;
5) подсчет пройденного расстояния (виртуальный одометр) по данным спутниковой н авигации 
с частотой не реже одного раза в секунду;
6) голосовая связь водителей и диспетчеров в зоне покрытия сотовой связи;
7) обмен данными и текстовыми сообщениями по протоколу  GPRS  в  зоне  покрытия  сотовой 
связи с отображением на бортовом дисплее;
8) автоматический вывод принятых текстовых сообщений на бортовой дисплей-индикатор;
9) автоматическое  объявление  остановок   в   салоне   транспортно   средства  бортовым 
навигационно-связным терминалом по данным спутниковой  навигации  без  участия  водителя;
10) автоматическoе управление  отображением  информации  на  бортовых  электронных табло 
(лобовое, боковое, заднее) и на внутрисалонной электронной "бегущей строке";
11) управление  приемом,  накоплением  и  передачей  видеоизображений  с  внутрисалонных 
видеокамер (в режиме фотографий);
12) сбор, накопление и  передача  данных  от  бортового  комплекса  аппаратуры  подсчета 
входящих/выходящих пассажиров;
13) передача информации на основе навигационных данных  в  бортовые  валидаторы  системы 
автоматического  контроля  оплаты  проезда  (номера   зон  оплаты  поездок,  фактическое 
расстояние поездки);
14) прием, накопление и передача данных от бортовых датчиков состояния узлов и агрегатов 
транспортного средства (аналоговые, дискретные, цифровые входы);
15) передача сигнала бедствия водителем в систему управления.

7. Устанавливаемые на подвижном составе пассажирского транспорта БНСТ  в  своем  составе 
имеют следующий набор основных функциональных модулей:

1) бортовой контроллер;
2) энергонезависимая память для записи и хранения навигационных и других данных;
3) съемная  карта  энергонезависимой  памяти   для  записи  и  хранения  трасс  движения, 
видеоизображений и других данных;
4) модуль голосовой сотовой связи -  стандарта  GSM  с  антенной,  встроенной  в  корпус 
бортового терминала;
5) гарнитура для голосовой связи включает микрофон-манипулятор и динамик громкоговорящей 
связи;
6) модем для приема/передачи данных - по протоколу GPRS;
7) спутниковый навигационный приемник систем ГЛОНАСС/GPS с антенной, встроенной в корпус 
бортового терминала;
8) дисплей - текстовый (не меньше, чем четыре строки по 20 символов) или графический;
9) управление меню выбора формализованных сообщений;
10) передача Сигнала бедствия;
11) усилитель низкой частоты;
12) конструкция - моноблок со встроенными антеннами (GSM и ГЛОНАСС/GPS).

8. Устанавливаемые на подвижном составе пассажирского транспорта  БНСТ  имеют  следующие 
основные технические характеристики:

1) спутниковый навигационный приемник ГЛОНАСС/GPS  (не  менее  16  каналов)  с  активной 
антенной, точность местоопределения - не хуже 30 метров;
2) объем основной энергонезависимой памяти - не менее 4 Mb;
3) съемная карта энергонезависимой памяти - не менее 2 Gb Аналоговые  входы -  не  менее 
четырех, дискретизация - 10 бит, уровни напряжений - 5 вольт, 40 вольт;
4) дискретные входы - не менее четырех;
5) цифровые входы для подключения к  бортовым  интеллектуальным  узлам  и  агрегатам,  к 
внешним компонентам бортового телематического комплекса (электронные табло,  видеокамеры, 
валидаторы, интеллектуальные датчики и др.) - интерфейсы шины CAN, RS-485, RS-232;
6) мощность усилителя низкой частоты - не менее 20 ватт;
7) напряжение питания бортовой сети: от 8 до 30 В;
8) вариант монтажа - в кабине водителя;
9) рабочая температура: от -20 °C до +55 °C.

9. Бортовой дисплей-индикатор в составе устанавливаемого  на  пассажирском  транспортном 
средстве БНСТ выполняет следующие основные функции:

1) отображение алфавитно-цифровых сообщений на экране дисплея- индикатора, в  том  числе:
поступающих на борт транспортного средства из диспетчерского  центра  автоматизированной 
системы;
выбираемых водителем из постоянной памяти контроллера для передачи в диспетчерский центр 
автоматизированной системы;
2) подтверждение факта прочтения  водителем  поступившего  сообщения -  только  для  тех 
сообщений, которые требуют подтверждения;
3) оперативная передача кода тревожного сообщения - кнопка "SOS";
4) выбор и передача формализованного сообщения в диспетчерский центр.

10. Цифровой автоматический информатор  в  составе  БНСТ  выполняет  следующие  основные 
функции:

1) идентификация остановки общественного транспорта по данным спутниковой навигации;
2) выбор сообщения для проигрывания в  салоне  транспортного  средства  из  имеющихся  в 
энергонезависимой памяти таблиц данных и голосовых сообщений;
3) автоматическая привязка движения транспортного средства к маршруту  (трассе движения) 
для объявления сообщения о следующей остановке;
4) формирование и загрузка в БНСТ таблиц данных и голосовых сообщений.

11. Устанавливаемые   на  подвижном  составе  пассажирского  транспорта  БНСТ  выполняют 
следующие основные функции по управлению бортовыми электронными табло:

1) автоматическое отображение  информации  о  номере  и  названии  маршрута  на  лобовом, 
боковом, заднем табло - на  основании  зафиксированных  в  бортовом терминале  данных  о 
маршруте (автоматически по команде диспетчерской  системы  или  вручную  водителем)  или 
изменения этих данных;
2) автоматическое отображение на внутрисалонной  "бегущей  строке"  текста  с  названием 
остановки синхронно  с  проигрыванием  соответствующего  голосового  названия  остановки 
цифровым автоматическим информатором;
3) автоматическое отображение на внутрисалонной  "бегущей строке" текстов  социальной  и 
иной  рекламы  с  привязкой  к   месту   и   времени   проезда   транспортным  средством 
соответствующих объектов.

12. Устанавливаемые   на  подвижном  составе  пассажирского  транспорта  БНСТ  выполняют 
следующие основные функции по управлению работой бортовых видеокамер:

1) автоматическое получение фотоснимков от бортовых цифровых видеокамер  (не менее двух) 
с заданной периодичностью или по запросу;
2) запись и накопление цифровых фотоснимков в энергонезависимой памяти БНСТ с  привязкой 
времени и координат местонахождения транспортного средства;
3) передача в диспетчерский центр фотоснимков текущей обстановки в салоне  транспортного 
средства;
4) передача в  диспетчерский  центр  фотоснимков  ретроспективной  обстановки  в  салоне 
транспортного средства в соответствии с указанными в запросе датой и временем.

13. Устанавливаемые  на  подвижном   составе  пассажирского  транспорта  БНСТ  выполняют 
следующие основные функции по контролю движения  и  управлению  перевозочным  процессом:

1) автоматическое получение данных о  входе/выходе  пассажиров  от  бортового  комплекса 
аппаратуры мониторинга пассажиропотоков по каждой двери на каждой остановке;
2) запись и накопление данных о входе/выходе пассажиров в энергонезависимой памяти  БНСТ 
с привязкой времени и координат местонахождения транспортного средства;
3) передача в диспетчерский данных о количестве вошедших и вышедших пассажиров по каждой 
двери транспортного средства.

14. Устанавливаемые  на   подвижном  составе   пассажирского  транспорта  БНСТ выполняют 
следующие основные функции по  подготовке  и  передаче  данных  на  бортовые  валидаторы 
системы автоматического контроля оплаты проезда:

1) идентификация остановки общественного транспорта по данным спутниковой навигации - по 
соответствующему типу запросу от валидатора;
2) определение номера зоны по оплате проезда из  имеющихся  в  энергонезависимой  памяти 
таблиц данных - для передачи в валидатор, от  которого  получен  запрос  проигрывания  в 
салоне;
3) передача валидатору номера зоны по оплате проезда (или текущего значения  пройденного 
расстояния по "виртуальному одометру" - в зависимости от типа запроса);
4) загрузка в БНСТ таблиц данных по зонам оплаты проезда.

15. Устанавливаемые  на  подвижном   составе  пассажирского  транспорта  БНСТ  выполняют 
следующие основные функции по сбору и обработке данных от  датчиков  состояния  узлов  и 
агрегатов транспортного средства:

1) обработка   сигналов   с  аналоговых   входов  БНСТ   с  помощью    аналого-цифрового 
преобразователя (датчик уровня топлива в баке, тахометр,  температура и другие),  запись 
цифровых   данных   в  энергонезависимой  памяти  с   привязкой   времени   и  координат 
местонахождения транспортного средства;
2) фиксация значения каждого дискретного входа БНСТ, запись значений в энергонезависимой 
памяти с привязкой времени и координат местонахождения транспортного средства;
3) автоматическое получение данных от  подключенных  к  БНСТ  интеллектуальных  датчиков 
состояния узлов и агрегатов транспортного средства по стыкам  CAN-шина,  RS-485,  RS-232, 
запись цифровых данных в  энергонезависимой  памяти  с  привязкой  времени  и  координат 
местонахождения транспортного средства;
4) передача в диспетчерский центр данных значений подключенных к БНСТ датчиков состояния 
узлов и агрегатов транспортного средства с навигационными посылками.

 

 
© 2006-2012 ООО "ТЛЦ - Брянск" ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта