Федеральный закон принят Государственной Думой 30 января 2009 года и одобрен Советом Федерации
4 февраля 2009 года.
Справка к Федеральному закону
Федеральный закон, устанавливающий правовые основы осуществления в Российской Федерации
навигационной деятельности, направлен на создание условий для удовлетворения потребностей
в средствах навигации и услугах, оказываемых в сфере навигационной деятельности.
Действие Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в связи с
осуществлением навигационной деятельности, оказанием услуг в указанной сфере деятельности
и производством средств навигации в интересах социально-экономического развития страны,
обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
Федеральным законом впервые в российском законодательстве даётся понятие «навигационная
деятельность», под которой понимается деятельность, связанная с определением и
использованием координатно-временных параметров объектов, а также определяются средства
навигации и объекты навигационной деятельности.
Субъектами правовых отношений в сфере навигационной деятельности являются органы
государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические липа,
обеспечивающие создание и функционирование средств навигации и объектов навигационной
деятельности или оказывающие и получающие услуги в сфере навигационной деятельности
в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.Навигационные сигналы
с открытым доступом предоставляются этим субъектам на безвозмездной основе и без
ограничений.
Средства навигации и объекты навигационной деятельности могут находиться в собственности
Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной
собственности, собственности физических и (или) юридических лиц.
В целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации повышения эффективности
управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и
опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ с 1 января 2011г.транспортные,
технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника),
перечень которых определяетс федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование
которых обеспечивается российскими навигационными системами.
Федеральным законом определяются полномочия Президента Российской Федерации, который
определяет основные направления государственной политики в сфере навигационной деятельности,
полномочия Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой сфере, а также права
физических и юридических лиц при осуществлении навигационной деятельности.
Финансовое обеспечение навигационной деятельности осуществляется за счёт бюджетных
ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации,местных бюджетов,
собственных или привлечённых средств юридических и физических лиц, а также за счёт иных
источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон позволит установить порядок взаимодействия между субъектами навигационной
деятельности и обеспечить широкомасштабное использование систем навигации, в том числе
системы ГЛОНАСС, в интересах обороны и безопасности Российской Федерации,различных отраслей
экономики и международного сотрудничества.
Федеральный закон Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ
"О навигационной деятельности"
Опубликовано 18 февраля 2009 г.
Вступает в силу: 18 февраля 2009 г.
Принят Государственной Думой 30 января 2009 года
Одобрен Советом Федерации 4 февраля 2009 года
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления навигационной
деятельности и направлен на создание условий для удовлетворения потребностей в средствах
навигации и услугах в сфере навигационной деятельности.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в
связи с осуществлением навигационной деятельности и оказанием услуг в сфере навигационной
деятельности, в том числе в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) навигационная деятельность - деятельность, связанная с определением и использованием
координатно-временных параметров объектов;
2) средства навигации - технические средства, устройства и системы, предназначенные для
формирования навигационных сигналов, передачи, приема, обработки, хранения и визуализации
навигационной информации;
3) объекты навигационной деятельности - объекты, оснащенные средствами навигации и (или)
использующие средства навигации в целях навигационной деятельности, а также объекты,
обеспечивающие функционирование средств навигации;
4) услуги в сфере навигационной деятельности - деятельность, направленная на удовлетворение
потребностей в средствах навигации и их эксплуатации, а также в навигационной информации;
5) навигационные сигналы с открытым доступом - сигналы, предназначенные для решения задач
координатно-временного и навигационного обеспечения без ограничений, связанных с режимом
санкционированного доступа.
Статья 3. Субъекты правовых отношений в сфере навигационной деятельности
Субъектами правовых отношений в сфере навигационной деятельности являются органы
государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица,
обеспечивающие создание и функционирование средств навигации и объектов навигационной
деятельности, а также физические и юридические лица, оказывающие и получающие услуги в сфере
навигационной деятельности в соответствии с гражданским законодательством.
Статья 4. Особенности осуществления навигационной деятельности
1. В целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности
управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров,
специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные,
технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника),
перечень которых определяется федеральными органами исполнительной в ласти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в
соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование
которых обеспечивается российскими навигационными системами.
2. Особенности осуществления навигационной деятельности в период мобилизации, в период
военного положения и в военное время определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Права собственности на средства навигации и объекты навигационной деятельности
1. Средства навигации и объекты навигационной деятельности могут находиться в собственности
Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной
собственности, собственности физических и (или) юридических лиц.
2. Космические аппараты и объекты наземной космической инфраструктуры, относящиеся к
спутниковым навигационным системам и создаваемые за счет средств федерального бюджета,
являются собственностью Российской Федерации, изымаются из оборота и не подлежат отчуждению.
Статья 6. Финансовое обеспечение навигационной деятельности
1. Финансовое обеспечение навигационной деятельности основывается на ее целевой ориентации и
множественности источников финансирования и осуществляется за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, собственных
или привлеченных средств юридических и физических лиц, а также за счет иных источников в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Финансовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления,
уполномоченных на решение задач в сфере навигационной деятельности в соответствии с
законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством соответственно
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Статья 7. Полномочия в сфере навигационной деятельности
1. Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в
сфере навигационной деятельности.
2. Правительство Российской Федерации:
1) организует реализацию государственной политики в сфере навигационной деятельности в целях
обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, в интересах различных отраслей
экономики и международного сотрудничества Российской Федерации в указанной сфере;
2) обеспечивает создание, эксплуатацию и развитие спутниковых навигационных систем в целях
обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;
3) устанавливает порядок оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности в
целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности
управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров,
специальных и опасных грузов;
4) создает при необходимости федерального сетевого оператора в целях обеспечения единства
технологического управления в сфере навигационной деятельности и оказания услуг в указанной
сфере для федеральных государственных и иных нужд, определяет его задачи и функции.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления имеют право получать услуги в сфере навигационной деятельности в установленном
ими порядке.
Статья 8. Участие физических и юридических лиц в навигационной деятельности
Физические и юридические лица могут осуществлять навигационную деятельность для собственных
нужд и оказание услуг в сфере навигационной деятельности на всей территории Российской
Федерации без ограничения точности определения координат объектов навигационной деятельности,
за исключением территорий и объектов, для которых законодательством Российской Федерации
установлен особый режим безопасного функционирования и перечень которых утверждается
Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Условия предоставления навигационных сигналов с открытым доступом
Навигационные сигналы с открытым доступом предоставляются субъектам правовых отношений в сфере
навигационной деятельности на безвозмездной основе и без ограничений.
Статья 10. Информационное обеспечение навигационной деятельности
В целях информационного обеспечения навигационной деятельности уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти на своем официальном сайте в сети "Интернет" размещает сведения об
услугах в сфере навигационной деятельности, оказываемых в соответствии со стандартами
государственных услуг, и данные стандарты.
Статья 11. Защита информации о средствах навигации и об объектах навигационной деятельности
Защита информации о средствах навигации и об объектах навигационной деятельности от
неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования,
предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой
информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за и
сключением части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
2. Часть 1 статьи 4 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2011 года.
Президент Российской Федерации
Д. Медведев
|