РАСПОРЯЖЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
27 августа 2005 г.
N 1314-р
(НТЦС)
1. Одобрить прилагаемую Концепцию федеральной системы мониторинга
критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов
инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.
2. Роскосмосу совместно с Минобороны России, МЧС России, МВД
России, ФСБ России и другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции федеральной
системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально
опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
27 августа 2005 г.
N 1314-р
ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 27 августа 2005 года
N 1314-р
КОНЦЕПЦИЯ
федеральной системы мониторинга критически важных
объектов и (или) потенциально опасных объектов
инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов
I. Введение
1. Федеральная система мониторинга критически важных объектов и
(или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской
Федерации и опасных грузов (далее - система мониторинга) осуществляет
информационное обеспечение системы мониторинга, лабораторного контроля
и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, являющейся функциональной подсистемой единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
2. Создание системы мониторинга обусловлено необходимостью
совершенствования организации работ в области своевременного выявления
и предупреждения угроз техногенного и природного характера, а также
вызванных проявлениями терроризма в отношении критически важных
объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры
Российской Федерации и опасных грузов.
3. Система мониторинга создается в интересах федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, в сфере ведения
которых находятся вопросы функционирования критически важных и (или)
потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации,
транспортировки опасных грузов (далее - грузы) и (или) вопросы
обеспечения защищенности этих объектов и грузов от угроз техногенного
и природного характера, а также вызванных проявлениями терроризма.
4. Настоящая Концепция определяет цели, задачу, функции, состав,
структуру, основные принципы и направления работ в области создания,
использования и развития системы мониторинга.
II. Основные понятия
5. Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают
следующее:
"критически важные объекты" - объекты, нарушение (или
прекращение) функционирования которых приводит к потере управления
экономикой страны, субъекта или административно-территориальной
единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или
существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения,
проживающего на этих территориях, на длительный период времени;
"потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской
Федерации" - объекты, на которых используют, производят,
перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают
радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и
биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие
реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;
"объекты" - критически важные объекты и (или) потенциально
опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации;
"грузы" - опасные вещества, материалы, изделия и отходы
производства, которые вследствие их специфических свойств при
транспортировке или перегрузке могут создавать угрозу жизни и здоровью
людей, вызывать загрязнение окружающей среды, повреждение и
уничтожение транспортных сооружений и средств, а также иного
имущества;
"защищенность объектов и грузов" - состояние, при котором в
отношении объектов и грузов обеспечиваются условия для предотвращения
возникновения потенциальной опасности и преодоления (снижения до
минимального уровня) негативных последствий кризисных ситуаций
природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями
терроризма;
"кризисная ситуация" - ситуация, которая характеризуется резкой
сменой состояния параметров определенной группы внешних и внутренних
процессов, действующих на объекты и грузы, протекает в течение
короткого времени и может повлечь или повлекла за собой снижение
защищенности объектов и грузов;
"мониторинг объектов и грузов" - осуществляемые непрерывно или с
заданной периодичностью контроль (наблюдение, измерение, фиксация) и
анализ обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов
и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки необходимых
решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий
кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также
вызванных проявлениями терроризма.
III. Цели, задача и функции системы мониторинга
6. Целями создания системы мониторинга являются последовательное
снижение до минимального уровня риска воздействия на объекты и грузы
факторов террористического, техногенного и природного характера и
минимизация ущерба от кризисных ситуаций для населения страны и
окружающей среды.
7. Задачей системы мониторинга является информационная поддержка
разработки и реализации мер по своевременному прогнозированию,
выявлению и предупреждению угроз и кризисных ситуаций в отношении
объектов и грузов.
Объектом мониторинга является состояние защищенности объектов и
грузов.
8. Система мониторинга должна обеспечивать выполнение следующих
функций:
а) сбор, обработка, анализ, хранение и передача информации о
местоположении, обобщенных параметрах состояния защищенности объектов
и грузов, маршрутах транспортировки грузов и других необходимых
данных;
б) информационная поддержка работ, выполняемых в целях подготовки
и реализации мер по обеспечению безопасного функционирования объектов
(безопасной транспортировки грузов), предупреждению и локализации
кризисных ситуаций, а также ликвидации их последствий;
в) подготовка интегральных оценок (моделей) кризисных ситуаций в
отношении объектов и грузов и оценка их возможных последствий;
г) прогнозирование угроз объектам и грузам и динамики изменения
состояния их защищенности под влиянием природных, техногенных и других
факторов;
д) ведение информационных баз данных для обеспечения поддержки
принятия и реализации управленческих решений по защите объектов и
грузов;
е) предоставление в установленном порядке информационных ресурсов
системы мониторинга, обеспечение защиты этих ресурсов от
несанкционированного воздействия;
ж) формирование единого информационного пространства системы
мониторинга на основе унификации и совместимости информационных,
программных и аппаратных средств;
з) информационное обеспечение реализации международных договоров
и соглашений в области мониторинга объектов и грузов, участницей
которых является Российская Федерация.
IV. Состав и структура системы мониторинга
9. Система мониторинга предполагает федеральный, межрегиональный,
региональный, муниципальный и объектовый уровни. При этом в состав
системы мониторинга каждого уровня должны быть включены:
а) центры системного мониторинга и оперативного управления (далее
- центры мониторинга);
б) системы, комплексы и средства получения информации об
обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и грузов;
в) системы и средства телекоммуникаций, сбора, передачи данных и
оповещения.
10. Основными структурными элементами системы мониторинга,
обеспечивающими решение возложенной на нее задачи, должны стать центры
мониторинга федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления.
11. Объединение информационных ресурсов центров мониторинга
различных уровней осуществляется с использованием систем и средств
телекоммуникации, при этом учитывается необходимость обеспечения
конфиденциальности информации и санкционированного удаленного доступа
к их базам данных.
При решении возложенной на систему мониторинга задачи должна быть
предусмотрена возможность информационного взаимодействия центров
мониторинга различных уровней с другими государственными и
негосударственными информационными системами общего и специального
назначения Российской Федерации, а также с международными
информационными системами.
Регламент информационного взаимодействия устанавливается в
соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации
положением о федеральной системе мониторинга критически важных
объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры
Российской Федерации и опасных грузов с учетом законодательства
Российской Федерации в области защиты информации.
V. Основные принципы системы мониторинга
12. При создании и использовании системы мониторинга необходимо
руководствоваться следующими основными принципами:
а) обеспечение соответствия решаемой системой мониторинга задачи,
а также ее структуры и характеристик:
уровню угроз в отношении объектов и грузов;
структуре и задачам федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, в сфере ведения которых находятся вопросы
обеспечения защищенности объектов и грузов и охраны окружающей среды;
б) организационное, информационное и функциональное единство
системы мониторинга, основу которого составляют:
единая система классификации и кодификации угроз объектам и
грузам, показателей и критериев оценки состояния защищенности объектов
и грузов;
базовые (типовые) протоколы, алгоритмы (программы) сбора,
обработки и обмена информацией, подготовки и автоматизированной
поддержки принятия и реализации управленческих решений на основе
данных мониторинга;
единая геоинформационная система;
в) иерархичность построения системы мониторинга, возможность
централизованного и санкционированного децентрализованного
использования ресурсов системы мониторинга;
г) рациональная функциональная совместимость центров мониторинга
различных уровней;
д) унификация программных, информационных и технических средств,
обеспечение совместимости элементов системы мониторинга, возможности
ее модульного наращивания и модернизации;
е) возможность структурного и функционального развития,
оптимизации состава пользователей системы мониторинга и спектра
оказываемых услуг;
ж) многофункциональность, обеспечивающая одновременное решение
задач в интересах национальной безопасности и социально-экономического
развития страны;
з) преемственность, основанная на интеграции и совершенствовании
иных систем мониторинга;
и) гарантированная защита информации от несанкционированного
доступа, включая ограниченный доступ к циркулирующей в системе
мониторинга информации;
к) недопущение зависимости системы мониторинга от иностранных
технологий.
VI. Основные направления работ в области создания,
использования и развития системы мониторинга
13. Основными направлениями работ в области создания,
использования и развития системы мониторинга являются:
а) организационное и финансово-экономическое обеспечение системы
мониторинга;
б) совершенствование нормативно-правовой базы;
в) создание и внедрение перспективных научно-технических
разработок;
г) обеспечение национальной безопасности при осуществлении
мониторинга объектов и грузов.
14. В области организационного и финансово-экономического
обеспечения системы мониторинга необходимо решить следующие задачи:
а) разработка технико-экономического обоснования мероприятий по
созданию и применению системы мониторинга, комплексной увязке ее
составных частей, совершенствованию взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления;
б) анализ иных систем мониторинга, обеспечение унификации
технических и организационных решений;
в) выработка предложений по необходимым объемам и источникам
финансовых средств (бюджетных и внебюджетных), их выделению
(привлечению) на реализацию программ и планов мероприятий по созданию,
использованию и развитию системы мониторинга;
г) включение работ по созданию и развитию системы мониторинга в
федеральные и региональные целевые программы;
д) формирование института федеральных и региональных операторов
работ (услуг) в области мониторинга объектов и грузов;
е) разработка и реализация механизмов привлечения
негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов для решения
инновационных и инвестиционных задач в области мониторинга объектов и
грузов.
15. Основными направлениями деятельности в области
совершенствования нормативно-правовой базы являются:
а) обеспечение разработки проектов и принятия нормативных
правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в
области мониторинга объектов и грузов, в том числе в отношении
установления ответственности собственников (балансодержателей)
объектов и грузов и эксплуатирующих их организаций за несоблюдение
установленных мер по обеспечению осуществления мониторинга объектов и
грузов;
б) гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в
области мониторинга объектов и грузов с нормами международного права и
международными договорами (соглашениями) в этой области;
в) введение норм, предусматривающих обязательное оснащение
объектов и грузов техническими системами, комплексами и средствами
мониторинга их состояния (местоположения), а также норм их
обязательной сертификации.
16. Основными направлениями деятельности в области создания и
внедрения перспективных научно-технических разработок являются:
а) подготовка и внедрение технических регламентов для различных
видов деятельности в отношении объектов и грузов, обеспечивающих
выполнение требований по организации и проведению их мониторинга;
б) отработка типовых (унифицированных) технических и
организационных решений создания и использования системы мониторинга в
рамках региональных целевых программ;
в) разработка единой системы критериев и комплексных методик
анализа обобщенных параметров состояния защищенности объектов и
грузов, маршрутов транспортировки грузов;
г) обеспечение информационного обмена между центрами мониторинга
различных уровней;
д) создание в рамках системы мониторинга специализированных
средств сбора и передачи информации, функционирующих на всей
территории Российской Федерации;
е) развитие систем дистанционного мониторинга объектов и грузов;
ж) создание мобильных (перебазируемых) центров мониторинга,
обеспечивающих информационную поддержку деятельности, осуществляемой
при возникновении кризисных ситуаций;
з) формирование отечественной научно-технической кооперации в
области создания и использования системы мониторинга, в том числе
определение головных организаций, объединяющих разработчиков и
производителей технических систем, комплексов и средств мониторинга, а
также системы мониторинга.
17. Основными направлениями деятельности в области обеспечения
национальной безопасности при осуществлении мониторинга объектов и
грузов являются:
а) обеспечение государственного контроля за информационной и
научно-технологической безопасностью, в том числе за достоверностью и
полнотой информационных ресурсов системы мониторинга;
б) разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный
доступ юридических и физических лиц к информационным ресурсам системы
мониторинга;
в) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную
тайну, и конфиденциальной информации при осуществлении взаимодействия
с международными и иностранными органами и организациями;
г) организация подготовки кадров в области создания,
использования и обеспечения безопасности при осуществлении мониторинга
объектов и грузов.
|